Ранее за помощью обратилась самозанятая из села Несь, которая получила финансовую помощь на организацию собственного дела. За счет этих средств было приобретено имущество и открыт салон красоты на селе.
Но по результатам проверки отчетных документов Центр занятости населения региона пришел к выводу о несоответствии части понесённых расходов на приобретение имущества, которое было указано в бизнес-плане, и обратился в суд с требованием о взыскании средств с самозанятой.
Окружные правозащитники представляли интересы самозанятой в Нарьян-Марском городском суде, который отказал Центру занятости во взыскании средств в полном объёме. Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа согласилась с нашей позицией и с позицией Нарьян-Марского городского суда о том, что приобретенное имущество согласуется с целями, указанными в бизнес-плане. В свою очередь, ни нормы права, ни договор о предоставлении помощи не содержат требований к точному соответствию понесенных затрат бизнес-плану. А сам бизнес-план содержал примерный перечень необходимого оборудования.
Вместе с тем окружной суд указал на необходимость возврата суммы полученной и неиспользованной (сэкономленной) части единовременной выплаты, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение по делу.
На территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа налог на профессиональный доход (НПД) применяют почти 29 тысяч человек.
За период с января по июнь 2023 года количество самозанятых увеличилось на 24 %, а их суммарный доход вырос на 39 % и достиг 6,6 млрд рублей. Среди наиболее востребованных видов деятельности – пассажирские и грузовые перевозки, услуги парикмахерских, маникюр, репетиторство.
Напомним, что налог на профессиональный доход на территории Ненецкого автономного округа введён с 1 января 2020 года, в Архангельской области спустя полгода – с 1 июля 2020 года. За этот период самозанятые уплатили в бюджет 190 млн рублей налога.
Рост популярности НПД объясняется максимально комфортными правилами его применения:
нет налоговой отчётности;
не применяется контрольно-кассовая техника;
платить страховые взносы не обязательно (но самозанятые могут вносить их в добровольном порядке);
не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время индивидуальный предприниматель может быть плательщиком НПД при условии, что не совмещает его с иным специальным налоговым режимом.
Регистрация в качестве самозанятого происходит без посещения налогового органа, в онлайн-режиме: через Личный кабинет для плательщика НПД «Мой налог» на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.gov.ru, либо в одноимённом мобильном приложении ФНС России, либо через кредитную организацию, осуществляющую информационное взаимодействие с ФНС России.
Ставка НПД составляет 4 % для доходов, полученных от физических лиц, и 6 % – для полученных от индивидуальных предпринимателей и организаций.
Важно помнить, что для применения НПД установлены ограничения. Так, максимальный доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год. Плательщик НПД не вправе привлекать наёмных работников. Кроме того, он не может заниматься некоторыми видами деятельности, например, перепродажей товаров (за исключением личного имущества), добычей полезных ископаемых и т.д. Ещё одно важное ограничение – нельзя применять НПД, если заказчиком работ или услуг является работодатель самозанятого или бывший работодатель, от которого человек уволился менее 2 лет назад.
Подробная информация о режиме налогообложения для самозанятых содержится на сайте ФНС России в разделе «Налог на профессиональный доход».
Предметом обсуждения стали вопросы доступности субсидий и займов, проблемы исполнения законодательства в сфере экономики.
Герман Сопочкин озвучил проблематику бизнеса в получении субсидий. Так, объявления о проведении отборов получателей для предоставления субсидий органы власти размещают на своих сайтах. При этом дни размещения объявлений определяется органами по своему усмотрению, а бизнес не оповещается о планах и вынужден постоянно мониторить сайты и социальные сети для того, чтобы не пропустить сроки для подачи заявок.
Правозащитник предложил предусмотреть в правовых актах конкретные даты размещения объявлений. Это позволит бизнесу планировать деятельность, сфера которой подлежит поддержке.
Также предложил рассмотреть вопрос о сокращении предельных сроков для рассмотрения документов для получения субсидий. В некоторых случаях они достигают 25 рабочих дней.
Согласно данным ФНС за первое полугодие 2023 года наблюдается значительный рост занятых в предпринимательской деятельности в Ненецком АО:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 5% или 85 СМСП (1776 ед.)
- количество самозанятых граждан увеличилось на 20% или 239 человек (1426 чел.)
Бизнес всегда нуждается в деньгах, но при этом в текущем году наблюдается низкий спрос на займы Фонда поддержки предпринимательства.
Реагируя на текущую ситуацию, Фонд регулярно пересматривает условия займов: сейчас начинающие предприниматели (т.е. работающие от 3 до 12 мес.) могут получить займы до 1 млн. руб. под 3% годовых при наличии залога имущества и под 6% годовых без залога под поручительство физ. или юр. лица. А самозанятые граждане для развития своего дела могут получить сумму до 500 тыс. рублей по указанным выше ставкам.
По результатам рассмотрения дел Ненецким УФАС России удалось добиться снижения административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства до половины суммы, а это почти 1,3 млн.руб.
Руководитель антимонопольного органа согласился с доводами и, учитывая характер совершенных правонарушений и финансовое положение субъектов малого бизнеса, снизил штрафы, применив нормы статьи 4.1. КоАП РФ.
Также при оплате в течение 20 дней, у организации есть возможность воспользоваться правом оплаты штрафов в размере 50%.
В другом случае выступил защитником в мировом суде по делу, возбуждённому за нарушение правил оборота алкогольной продукции без фиксации информации в ЕГАИС.
По результатам рассмотрения дела на предпринимателя наложен штраф в размере 15 тыс. руб.
Решение будет обжаловано, ввиду отсутствия событие правонарушения, а так же нарушена процедура возбуждения дела.
Герман Сопочкин считает, что есть несовершенства, которые просто не позволяют малому бизнесу набрать необходимое количество баллов на конкурсах, а, следовательно, и стать победителями.
Так, на конкурсах для оценки заявок заказчик вправе установить критерий - наличие опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
При этом заказчику предоставлены широкие пределы усмотрения при установлении предельно необходимых максимальных значений показателя, которые могут быть не сопоставимы с объёмами работ, которые являются предметом конкурса.
На практике встречались случаи, когда при начальной цене контракта в 12 млн. руб., заказчик устанавливал максимальное значение объема выполненных работ или оказанных услуг при оценке заявок в 500 млн. руб. Такие показатели просто не дают шансов «небольшим» субъектам бизнеса, имеющим опыт в пределах 30 млн. руб. стать реальными конкурентами организациям с опытом работы в 500 млн. Руб. Их разница в баллах достигает запредельных значений! И такое преимущественное положение невозможно преодолеть даже в ходе конкурентной борьбы при снижении цены на границе экономической рентабельности.
В связи с этим полагаю в постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 должны быть определены предельные значения показателя при оценки заявок по критерию «наличие у участников закупки опыта выполнения работы» сопоставимые с предметом контракта.
На заседании рассмотрели вопросы по дополнению перечня государственного и муниципального имущества и предоставление объектов из него субъектам МСП и самозанятым гражданам.
С руководителем ФНС России Даниилом Егоровым обсудили спецдоклад, подготовленный рабочей группой под руководством Уполномоченного в Свердловской области Елены Артюх.
Закон, которым внесены поправки в НК РФ, должен скорректировать механизм, который начал действовать в стране с начала года. Суть его в том, что все налоги зачислялись на специальный счет в казначействе, а затем налоговики распределяли их по бюджетам.